6 августа 2017, воскресенье, 17:07
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Александр Стариков: «Идеальный вариант роста — агломерации городов»

Евгений СУСОРОВ, 17 марта 2017

Сегодня общественность Екатеринбурга активно обсуждает «Стратегию-2035», точнее — три наиболее вероятных сценария развития города: инновационный, базовый и инерционный.

По мнению руководителей города, проект Генерального плана развития уральской столицы на период до 2035 года должен опираться на стратегию пространственного развития — новую идеологию формирования городской среды. Каким видит лицо уральской столицы в 2035 году архитектурное сообщество Екатеринбурга, «Вечёрка» попросила рассказать советника ректора Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ) Александра СТАРИКОВА.

— В разные эпохи архитекторы по-разному подходили к пространственной организации города. В ранние советские времена господствовала модель «город-комбинат», где жильё было придатком к заводам. Затем перешли к модели микрорайонов, задумались об экологии и комфорте. Но вот важный момент: сначала тренд, социальный запрос — и затем отклик на него со стороны архитектурного сообщества, или наоборот?

— Социально-экономическая ситуация, планы экономического развития, как было при социализме, или стратегия, как сегодня, — всегда первичны. Стратегия — документ менее конкретный, нежели жёсткие планы советской эпохи, но даже она определяет направления и тренды и в экономике, и социальной сфере. Лицо мегаполиса создаёт, конечно, архитектурное сообщество, но в основе этого процесса — всё те же экономика, стратегия и план. Получается, что архитекторы получают от муниципальных властей и горожан своего рода социальный заказ — и уже исходя из этого заказа думают, что построить, где, когда и в какой форме.

— Сегодня в Екатеринбурге много говорят о новом проекте генплана, о новой идеологии формирования городской среды. А чем старая-то плоха?

— До сего времени Екатеринбург формировал стратегию сам, был пионером среди других городов, в какой-то мере законодателем градостроительной и архитектурной моды. Если углубиться в историю, то самый первый генплан города-крепости Екатеринбург, созданный ещё при Петре I, был во всех смыслах идеальным: укреплённый город соответствовал представлениям граждан о безопасности и комфорте и вполне соответствовал, говоря современным языком, социальному заказу.

В конце 1990-х годов — начале «нулевых» движущей силой и идеологом новой стратегии развития были тогдашний глава Екатеринбурга Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ и его команда. В итоге генплан образца 2002 года был выполнен досрочно. Это, с одной стороны, говорит о том, что стратегия была выбрана правильная, но с другой стороны — уже сегодня назрела её корректировка. Изменилась прежде всего государственная политика в сфере стратегического планирования и развитии городов, поставлены новые цели и задачи, которых раньше не существовало. Так что новая идеология, о которой мы говорим, должна стать продолжением той же концепции развития, но на более высоком уровне.

— Конкретизируйте, пожалуйста.

— Федеральные требования сформулированы в законе о стратегическом развитии в 2014 году. А мнение архитекторов — в рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Начиная с 90-х годов прошлого века архитектурное сообщество было недовольно тем, как строится госполитика в сфере градостроительства. Но в тот момент главным приоритетом государства было не мешать развитию строительного бизнеса. Всё, что этому хоть как-то препятствовало, было убрано из Градостроительного кодекса. В те времена на строительство жилья вкладывалось до 8,5 триллиона рублей в год! А новая концепция опирается, как я уже сказал, на закон о стратегическом развитии, который, в свою очередь, формирует приоритеты в этой сфере на мнениях всех сторон, в том числе архитекторов и рядовых граждан.

Чем же недовольны граждане? Не только существующей градостроительной политикой, но и сложившейся системой общественного транспорта, состоянием экологии. А состояние экологии, и это хорошо заметно по Екатеринбургу, напрямую зависит от транспортной схемы. Ну и третий пункт недовольства граждан — это уровень благоустройства наших городов. Что же люди хотят? Чтобы им гарантировали экологическую безопасность, комфортную городскую среду и доступный транспорт. Поэтому Президент РФ Владимир ПУТИН и соединил задачи стратегии пространственного развития с вопросами транспорта и экологии.

— При реализации самого заманчивого и одновременно самого рискованного сценария «Стратегии-2035» население Екатеринбурга должно увеличиться до 1 856 000 человек. Этим без малого двум миллионам нужно будет где-то жить…

— Есть несколько направлений стратегического пространственного развития крупных городов.

Первое — так называемая точечная застройка, цель которой уплотнять существующую жилую зону за счёт возведения высоток, не меняя при этом границ жилой территории. Эта модель позволяет, конечно, сохранить лесопарки и городские леса… но нельзя уплотнять и уплотнять до бесконечности. Второе направление — реновация промышленных территорий под жильё и модернизация районов старой массовой застройки. Оно дороже первого и требует больших инвестиций. В Екатеринбурге есть хорошие примеры реализации этой модели, но пока только по промтерриториям: районы мельниц Симанова и Борщанинова на ул. Челюскинцев, территория вокруг ОЦМ и шарико-подшипникового завода. Третий путь — расширение городской черты и расползание города вширь. Такой вариант ещё дороже и возможен только при комплексном подходе, как в случае с Академическим. И четвёртое направление — когда, не уплотняя застройку, не строя районы комплексного освоения территорий, не реконструируя старые районы, города формируют агломерации типа «мегаполис — города-спутники». Правительство России планирует в ближайшие годы создать 5—6 таких агломераций, в том числе и вокруг Екатеринбурга. При этой модели главное внимание будет уделено развитию городов-спутников, в том числе сохранению в них зелёных массивов, созданию новых рабочих мест и строительству объектов культурно-бытового назначения. Это — оптимальный путь, который к тому же способен привлечь крупные федеральные средства и частные инвестиции.

Из досье

Александр Александрович Стариков — один из признанных авторитетов уральской архитектурной школы. Почётный академик Российской академии художеств, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор России. На протяжении многих лет возглавлял УрГАХУ в должности ректора. В 2011 году ректором вуза стал профессор Сергей ПОСТНИКОВ.



Новости по теме

Экономист Виктория АКБЕРДИНА.
Будущее столицы Урала: город-витрина или индустриальный центр? Вячеслав КОСТЮК, 15 марта 2017
Если вам есть что сказать по означенной теме — присоединяйтесь к дискуссии.
Коллегия горадминистрации — это серьёзный уровень оценки проблем.
2035 год: три пути, как в сказке Дмитрий МИГАЛИН, 9 марта 2017
Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга до 2035 года обсудили на заседании коллегии городской администрации.
Каким будет наш город в 2035 году? Содержит Фото Общественность уральской столицы обсуждает прогнозы развития мегаполиса будущего Вячеслав КОСТЮК, 3 марта 2017
Если Екатеринбург из крупнейшего индустриального центра России превратится в большой торгово-развлекательный центр, то о какой уж тут индивидуальности можно говорить?
Взгляд в 2035 год Экспозиция Екатеринбурга на «Иннопроме» будет потрясающей Служба репортёров, 5 июня 2015
В 2015 году Екатеринбург имеет все шансы стать одним из наиболее интересных участников выставки.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook